Биология
к рабочим программам по биологии
5-9 классы
Принятие нового
государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело
к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время
базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую
биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту
задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных
биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической
деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
В основе рабочей программы по биологии:
·
5-6 классы - примерная рабочая программа.
Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций [В.В. Пасечник и др.] – 2-е изд. М.: Просвещение,
2020. – 128с.
·
7-9
классы - Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С.
Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с./
Учебники:
·
Пасечник В.В. Биология. Линейный курс. 5 класс.
Введение в биологию. Учебник для общеобразовательных организаций / В.В.
Пасечник. - М.: Дрофа, 2020.
·
Пасечник В.В. Биология. Линейный курс. 6 класс.
Введение в биологию. Учебник для общеобразовательных организаций / В.В.
Пасечник. - М.: Дрофа, 2021.
·
Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых
организмов. 7 кл. : учебник для
общеобразовательных организаций. / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.
Колесникова. - М.: Просвещение, 2016 (завершение линии);
·
Сухорукова Л.Н. Биология. Человек. Культура
здоровья. 8 кл. : учебник для
общеобразовательных организаций. / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А.
Цехмистренко. - М.: Просвещение, 2016 (завершение линии);
·
Сухорукова Л.Н. Биология.Биология. Живые системы
и экосистемы. 9 кл. : Учебник для
общеобразовательных организаций. / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - М.:
Просвещение, 2018 (завершение линии);
Глобальными целями биологического
образования являются:
•
социализация обучаемых как вхождение в мир
культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или
иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых
в процессе знакомства с миром живой природы;
•
приобщение к познавательной культуре как системе
познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической
науки.
Помимо этого, биологическое
образование призвано обеспечить:
•
ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и
других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
•
развитие познавательных мотивов, направленных на
получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования
природы, формированием интеллектуальных умений;
•
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными,
информационными,
ценностно-смысловыми, коммуникативными;
•
формирование у учащихся познавательной культуры,
осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
В программе
особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной
естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических
знаний.
Отбор содержания
проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение
учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с
учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,
культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов.
Общее
число учебных часов в 5 классе - 35
(1ч в неделю), в 6 классе - 35 (1ч в
неделю), в 7 классе - 35 (1 ч в неделю), в 8 классе - 70 (2 часа в неделю), в 9 классе - 70 (2 ч в неделю). Всего на
уровне основного общего образования – 245 часов.
Рабочая
программа
по
учебному предмету «Биология»
уровень:
10 – 11 класс (углубленный и базовый уровни)
1.
Программа
разработана на основе:
·
Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования;
·
фундаментального ядра содержания общего
образования;
·
требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования;
·
программы развития и формирования
универсальных учебных действий;
·
примерной программы среднего (полного)
общего образования, в соответствии с которой на изучение курса биологии
выделяется 204 ч, в том числе в 10 классе — 102 ч (3 ч в неделю), в 11 классе —
102 ч (3 ч в неделю). В основе рабочей
программы по биологии 10 и 11 классов (углубленный уровень): Рабочие программы
линии «Линия жизни». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций: углубленный уровень / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова –
М.: Просвещение, 2017; 11 класс (базовый уровень) - Рабочие программы. Биология
10-11 классы. Предметная линия учебников УМК Сонина Н. И., И.Б. Агафонова, В.И.
Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2017.
Программа
предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного)
общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ,
оценка, поиск информации в различных источниках. Программа «Общая биология»
профильного обучения обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных
основ биологии. В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время
перед современной биологической наукой. Большое внимание уделено проведению
биологических исследований и освоению учащимися методологии научного
познания. В рабочей программе нашли
отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего
образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии
(профильный уровень).
2.
Цели
и задачи изучения предмета.
Изучение курса
«Биология» в старшей школе направлено на решение следующих задач:
1) формирование системы
биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
2)
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; 3) выработку
понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование
отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели
биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях:
глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели
биологического образования являются общими для основной и старшей школы и
определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной
ситуации развития ― ростом информационных перегрузок, изменением характера и
способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения
информации порождают ряд особенностей развития современных подростков).
Наиболее продуктивными для решения задач развития подростка являются
социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели
формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента
системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально
значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
• социализация обучающихся как вхождение в мир
культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или
иную группу либо общность ― носителя её норм, ценностей, ориентаций,
осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого,
биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
•
ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов,
результатов и достижений современной биологической науки;
•
развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих
биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
•
овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для
формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а
также методологией биологического эксперимента и элементарными методами
биологических исследований;
•
формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и
человеку.
3. Место учебного предмета в
базисном учебном плане ОУ.
Программа рассчитана на преподавание курса
биологии в 10-11 классах в объеме 204 часов за два года. Школьным учебным планом
на изучение биологии на углубленном уровне отводится 102 часа (3 часа в неделю
– 10 класс, 3 часа в неделю – 11 класс).
На базовом уровне изучается в 11 классе – 35 часов по 1 часу в неделю.
4.УМК.
·
Пасечник В.В. Биология. 10 кл. Учеб. для
общеобразоват. организаций: углубленный уровень
/ Пасечник В.В. Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. / под ред. Пасечника
В.В.- М.: Просвещение, 2020.
·
Пасечник В.В. Биология. 11 кл. Учеб. для
общеобразоват. организаций: углубленный уровень
/ Пасечник В.В. Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. / под ред. Пасечника
В.В.- М.: Просвещение, 2021.
·
Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов
A.M. и др. /Под ред. Пасечника В.В. Биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.:
Просвещение, 2021.