Русский язык 5-9 классы
Аннотация к
рабочим программам по предмету «Русский язык»
(5-9 классы)
Рабочая программа составлена в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Рабочая программа разработана на основе
примерной программы по русскому языку: программы по русскому языку для общеобразовательных
учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,
Учебники:
·
Русский язык. 5 кл.:
учебник. В 2 ч. Ч. 1,2. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2017; Русский
язык. Практика. 5 кл. учебник /. А. Ю. Купалова, А.П.Еремеева и др. - М.: Дрофа, 2015.
·
Баранов М.Т. Русский язык.
6 кл.: учебник. В 2 ч. Ч. 1,2. / М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.
Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
·
Русский язык. 7 кл.:
учебник учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1,2 / М.Т. Баранов,
Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; - 2-е
изд. - М.: Просвещение, 2019.
·
Русский язык. 8 кл.:
учебник / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;
науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение,
2018.
·
Русский язык. 9 кл.:
учебник / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;
науч. ред. Н.М. Шанский. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
Программа
рассчитана: на 175 часов (5 часов в неделю) в 5 классе, 210 часов (6 часов в
неделю) в 6 классе, 140 часов (4 часа в неделю) в 7 классе, 105 часов (3 часа в
неделю) в 8, 9 классах.
Программа реализуется в соответствии с
основной частью учебного плана и направлена на
достижение целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению родному языку.
Основные задачи обучения:
- дать учащимся представление о роли языка
в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в
современном мире, о его богатстве и выразительности;
- развивать речь учащихся; обогащать их активный
и пассивный запас слов;
- формироватьумения и навыки грамотного и
свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой
деятельности.
Программа по русскому языку
представляет собой целостный документ, включающий три раздела: планируемые
результаты освоения программы; содержание программы, тематическое планирование.
К рабочей программе прилагается календарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского
(родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым
к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и
лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения
необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского
литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и
базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических
словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка
как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм
русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность
объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. Усиление
коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность
его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями
формирования функциональной грамотности как способности человека максимально
быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный
статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми
видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со
сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь;
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной
и письменной речи и правила русского речевого этикета; познавательные
универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы,
строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие
или опровергающие тезис; осуществ-лять библиографический поиск, извлекать
необходимую информацию из различных источников; определять основную и
второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять ее разными способами ; регулятивные универсальные
учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать
последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию . Процесс обучения должен быть
ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности
классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры,
формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов
чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и
разные способы передачи ее. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в
основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека. Рабочая
программа по предмету «Русский язык» предназначена для реализации в
общеобразовательной школе. Ориентирована на учащихся 5-9 классов. Предмет
«Русский язык» входит в образовательную область «Филология».