Астрономия
АННОТАЦИЯ
к
рабочей программе по предмету Астрономия, 11 класс
В основе
программы: программа средней (полной)
общеобразовательной школы и авторской программы (базовый уровень) учебного
предмета Программы «Астрономия». Рабочие программы. Предметная линия учебников
Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут, Москва «Дрофа» 2021г.
Согласно учебному плану предмет астрономия
относится к области естественных наук и на его изучение в 11 классе отводится
35 часов, из расчета 1 час в неделю. Уровень обучения -базовый.
Рабочая
программа обеспечена учебником:
·
Воронцов-Вельяминов
Б.А. Астрономия. 11 кл. Базовый уровень.: учебник / Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. - М.:
Дрофа, 2017, 2021;
ОБЩАЯ
ХАРАКТРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Астрономия занимает особое место в системе
естественно- научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы
существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные
противоречия между бытием человека и его сознанием Астрономия в российской
школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое
образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию
научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии
являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих
на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей
планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной
астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
·
понять
сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
·
познакомиться
с научными методами и историей изучения Вселенной;
·
получить
представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных
условиях, и единстве мегамира и микромира;
·
осознать
свое место в Солнечной системе и Галактике;
·
выбрать сознательное
отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологию и другим оккультным
эзотерическим) наукам.
Задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и
эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в.
Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на
вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Важную
роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные
наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя
обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны
проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых
изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для
наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет,
необходимо учитывать условия их видимости.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными
результатами освоения курса астрономии в средней (полной)
школе являются:
·
формирование умения управлять своей
познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению
индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных
интересов;
·
формирование познавательной и информационной
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими
средствами информационных технологий;
·
формирование убежденности в возможности
познания законов природы и их использования на благо развития человеческой
цивилизации;
·
формирование умения находить адекватные
способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и
внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в
ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные
результаты освоения программы предполагают:
·
находить проблему исследования, ставить
вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы
и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования,
структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать
выводы и заключения;
·
анализировать наблюдаемые явления и объяснять
причины их возникновения;
·
на практике пользоваться основными
логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного
эксперимента, прогнозирования;
·
выполнять познавательные и практические
задания, в том числе проектные;
·
извлекать информацию из различных источников
(включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее
оценивать;
·
готовить сообщения и презентации с
использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные
результаты изучения астрономии в средней (полной)
школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы,
создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный
подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается
основой достижения развивающих целей образования —
знания
не передаются в готовом виде, а добываются
учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним
из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной
школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, которая имеет следующие особенности:
1)
цели и задачи этих видов деятельности
учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это
означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение
компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин,
не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего
значимость для других;
2)
учебно-исследовательская и проектная
деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли
реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами
одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от
одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной
самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3)
организация учебно-исследовательских и
проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов
познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы
практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому
или иному виду деятельности.